среда, 20 августа 2014 г.

Лео Хартонг. Пробуждение ко сну. 1

С благодарностью посвящается: 

Алану Уотсу за открытие Пути Дзен;
Рамешу Балсекару через которого Сознание Говорит;
Уэйну Ликерману за удаление «я» из понимания;
Тони Парсонсу, высказавшему это Как Оно Есть;
Натану Джиллу за Ясность;
Джей за бесценные щипки, печать текста и замечания;
Чаку Хиллигу за идею названия;
И Единому говорящему через каждого и всех.

Пространство и Время! Теперь-то я вижу, что я не ошибся,
Когда лениво шагал по траве,
Когда одиноко лежал на кровати,
Когда бродил по прибрежью под бледнеющими звездами утра.

From Song of Myself by Walt Whitman (1819-1892) 

Предисловие Тони Парсонса. 

Эта книга, Пробуждение ко сну, написана с такой ясностью восприятия, которую редко встретишь среди потока печатаемой продукции, которая в наши дни претендует на выражение истины.

Большинство популярных учений о просветления основаны на ошибочной идее о существовании такой вещи как отдельный индивидуум, который может захотеть с помощью усилий или очищения получить такую вещь как просветление. Этот предписывающий и целеориентированный подход, конечно, очень привлекателен для гуру-ума, который кроме всего прочего желает оставаться занятым просто составленной неразберихой. Однако с точки зрения недвойственного восприятия, никакие подобные действия не адекватны, но Лео Хартонг говорит прямо из ясного синего неба недвойственности, мягко, но безкомпромиссно ведя читателей к видению изначальной и неизменной природы того, чем они являются.

Книга начинается очень хорошо, с ясного объяснения своего намерения, и в результате она создаёт ощущение похожее на ощущение от чтения письма друга, который мягко, но страстно хочет максимально прояснить нечто важное. Хотя автор говорит о своём восприятии этой тайны, он также разнообразит свои идеи подходящими цитатами традиционных и современных авторов.

Проще говоря, именно отсутствие поиска раскрывает чудо того, что уже есть, и хотя эту простую и внушающую благоговение тайну невозможно выразить словами, исследование Лео вызывает радость.

Тони Парсонс

1 Что случится, если вы упадете с края земли? 

Есть какое-либо обещание в пробуждении к тому, чем я воистину являюсь? Есть ли что-то, что я смогу извлечь из него и что улучшит мою жизнь? Сделает ли оно меня лучше и успешнее? Вкратце: на что это будет похоже - жить пробужденной жизнью? Эти вопросы кажутся совершенно резонными, и они часто возникают во время поиска.

Надежда на лучшую жизнь для многих является основной мотивацией для существенных вложений в этот поиск. Однако существует проблема с этими вопросами, мешающая прямому ответу, которая заключается в том, что они происходят из ограниченной перспективы ищущего, желающего выйти за пределы. Вопросы может и резонны, но в сущности недействительны.

Позвольте привести конкретный пример. Прежде чем мы узнали, что земля круглая, вопрос о том, где мы оказались бы, упав с её края, был бы совершенно резонным. Однако сейчас этот вопрос не имеет смысла. Если бы вы вернулись назад во времени, вы не смогли бы дать простой ответ, но вам пришлось бы объяснять, что на самом деле земля круглая и упасть с неё невозможно. Это конечно противоречило бы здравому смыслу спрашивающего, который указывал бы на горизонт и утверждал бы, что он ясно видит, где заканчивается земля.

Если попросить спрашивающего вообразить себе то, что видит космонавт, то это, скорее всего, будет воспринято как концептуальная абстракция, игнорирующая реальную проблему: Что же будет, когда вы упадете с края земли? Это примерно то же, что я собираюсь рассказать вам о том, что вы получите от просветления. Если вначале ответ разочарует вас, не сдавайтесь. Продолжайте читать и посмотрите, не сменится ли разочарование ясностью.

Итак, мы пришли к следующему: ответ в том, что вы ничего не получите от просветления, потому что просветление это осознание того, что не существует никакого я, получающего просветление; что ваше чувство разделения и индивидуальности является иллюзией. Этот ответ, скорее всего, противоречит вашему прямому опыту. Быть может, вас учили, что являясь частью непрерывного процесса, в котором выживают самые приспособленные, вы должны передать ваши гены следующему поколению или умереть. Может быть, вы верите, что искусство жизни состоит в улучшении себя и обстоятельств вашей жизни. Если вы бедны и голодны, то может быть крыши над головой и пищи на день вам будет достаточно. Если вы достаточно удачливы и ваши базовые потребности удовлетворены, то скорее всего вы будете стремиться к счастью через отношения, приобретение вещей и социальный статус.

Когда этого будет недостаточно, может быть, вы станете так называемым ищущим. Ищущий это тот, кто чувствует, что так называемый материальный мир не может предоставить истинное и устойчивое удовлетворение и что необходимо исследовать внутреннее измерение, чтобы обнаружить покой, просветление и самореализацию. В качестве ищущего вы, вероятно, попробовали психотерапию, ребефинг, установление контакта со своим внутренним ребёнком, терапию регрессий в прошлые жизни, йогу, трансцендентальную медитацию, или любую другую технику, которая, как вы думали, принесёт вам устойчивое удовлетворение и счастье. Такие методы, конечно, могут дать результаты, которые вы воспримете как улучшение и обогащение свой жизни. Однако, вы вероятно обнаружите, что через некоторое время первоначальная эйфория спадет. Вы придете к осознанию, что переживания и состояния ума всегда временны. После этого многие ищущие обращаются к так называемому недвойственному подходу к самореализации и просветлению.

Недвойственность как общий термин включает в себя несколько - в основном восточных - школ мышления указывающих на единственный источник, существующий прежде и за пределами всех временных переживаний и кажущегося многообразия. Читая тексты недвойственных систем (Адвайта, Дзен, Даосизм, Дзогчен) вы обнаружите подтверждение того, что самореализация не обещает ничего кроме освобождения вас от вашей веры в отдельное я или эго. И это все! Отпадение иллюзии просто раскрывает это, как оно есть, что часто выражается одной известной фразой: «До просветления рублю дрова и ношу воду и после просветления рублю дрова и ношу воду».

Эго, которое конечно не хочет слышать, что оно является иллюзией, может заявить, что принимает это как концепцию, но неизменно сопротивляется её реализации, сохраняя веру в то, что носить и рубить «после» просветления как-то отличаются. И еще, если в просветлении нет ничего для меня, то зачем мне вообще беспокоиться? «Дайте мне какую-нибудь мотивацию», говорит эго; «Дайте мне что-то, что придаст этому ценность, чтобы стремиться к этому».

Этот способ мышления кажется правильным тем из нас, кто обусловлен поиском будущего результата во всех своих действиях. Логика диктует нам достигать чего-либо здесь, а не только слушать о том, что мы не существуем. С этой точки зрения все становится ещё хуже. Просветление не только показывает, что ваша отдельная идентичность иллюзорна, оно раскрывает, что абсолютная бесцельность является сердцем всего творения. Это звучит абсурдно для ума ориентированного на цели и на будущее; более того, я скажу прямо, без уверток, весь смысл данного проявления лежит ни в чем другом как в данном проявлении. Осознание этого весьма далеко от той суровой реальности, которую воображает ум. Воистину здесь нет никакой пользы для эго, так речь идёт о свободе от эго, а не о свободе для эго. Окончательное понимание не является результатом поиска, но приносит свободу от поиска. Это не об исполнении ожиданий, но о том, как освободиться от них. Нет никаких будущих наград в запасе. Сама эта ясность становится своей собственной наградой. Как выразился дзен-мастер Хакуин:

Именно эта земля есть чистая земля лотоса,
Именно это тело есть тело Будды!

Ничего не меняется, но все освобождается от своих концептуальных шаблонов, как и от личности пытающейся подогнать жизнь под шаблон. Узнается свежесть жизни, распознаётся её присутствие и видится её единство - но никем. Просто есть узнавание, распознавание и видение. Все что делает этот текст, так это напоминает вам о вашей истинной идентичности. Он не о саморазвитии или методах. В нем нет семишаговых систем как стать более расслабленным, более любящим, более удовлетворённым. Если вы ищете это, то есть множество других книг и людей, которые будут рады вам услужить.

Если же вы стремитесь к истине, вы должны смотреть за пределы концепций эго и саморазвития, и за пределы состояний ума, которых вы хотите достичь. Эта книга будет исследовать - и пытаться разрушить - веру в то, что вы являетесь отдельной сущностью. Она указывает на безначальный источник, из которого все возникает, и просит вас помнить, что вы являетесь этим источником. Как только это будет распознано, и станет ясно, чем вы истинно являетесь, вы увидите, что все именно такое, каким и должно быть. Это не то, чтобы все вдруг какой-то магией встало на место. Все уже на месте и всегда было на месте.

Это не о постепенном продвижении к некой цели в будущем, но о радикальном пробуждении к тому, что есть. Не нужно выполнять никаких условий. Самореализация может случиться в любое время с любым человеком. Это могут быть изворотливые, непочтительные, неуважительные персонажи, которые конечно в курсе о том, кем они на самом деле являются, или это могут быть расслабленные, дружелюбные и счастливые люди, которые даже никогда и не думали о так называемом просветлении. Спокойствие, дружелюбие и счастье, может быть, станут или нет частью вашего повседневного опыта как следствие пробуждения, но в то же время станет очевидно, что эта ясность не о пребывании в хорошем настроении все время. Вам ничего не нужно делать, что бы «подготовиться» к этому. Это произойдёт само и раскроет то, чем является Осознание - и всегда было - всецело присутствующим. Оно засияет, когда сияет, и внимание сдвинется от содержания Осознания к самому Чистому Осознанию. Это Чистое Осознание и есть вы. Когда вы думаете, что вы не являетесь им, эта мысль является частью изменчивого содержания Осознания и не выносится самим Осознанием. Просто позвольте самому себе быть. Дайте себе разрешение на спады и подъёмы, пьянства и безумства. Наблюдайте процесс и не увязайте в содержании. Знайте себя как неограниченное поле Чистого Осознания, в котором жизненные драмы просто возникают.


Для меня это понимание отметило конец моего поиска и освободило от бремени попыток контролировать мою жизнь и постоянного улучшения себя. Это не сделало меня свободным, но показало, что я есть сама свобода. Это ничего мне не дало, но забрало «меня». То, чем я истинно являюсь, это то, чем я всегда был - Чистым Осознанием. Это верно для вас, кошки, книги и всего остального. Отдельные объекты лишь кажутся уму, но в реальности все происходит из одной и той же сущности. Видеть или не видеть это - это ничего не меняет. Все просто есть так, как оно есть, что много меньше и бесконечно больше, чем я предполагал. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Рейтинг@Mail.ru