Из книги «Иллюзия и Реальность». Том 1. Сатсанг 2 (Июнь 1996)
Вопрос: Когда я созерцаю свою истинную природу, "Я Есть", чувство беспричинной любви переполняет меня. Это правильное чувство или это всё ещё Иллюзия?
Махарадж: Это блаженство Самости. Вы чувствуете присутствие "Я Есть". Вы забываете всё, концепции и Иллюзию. Это необусловленное состояние. Это блаженство появляется, когда вы забываете объект, но в этом блаженстве всё ещё присутствует небольшое касание "Я" [Self]. И тем не менее, это всё ещё концепция. Когда вы устаете от внешнего мира, вы хотите побыть в одиночестве, побыть в вашем "Я". Это переживание высшего состояния, но всё ещё состояния ума. "Я" не испытывает удовольствия или неудовольствия. Оно существует без чувства я [I]. Полное забвение Иллюзии означает, что ничего нет, ничего не существует. Оно всё ещё там, но для вас оно не имеет Реальности. И это называется реализацией или Знанием "Я". Это реализация "Я" без "я".
Если кто-то зовет вас, вы говорите, "я здесь". Но прежде чем сказать "я здесь", вы есть. Иллюзия не может ничего добавить к Реальности. Она не может дать Реальности что-то необычное, потому что реальность лежит в основе всего, что существует. Всё что существует, всё что вы видите, объекты вашего восприятия, всё что есть, существует благодаря Реальности. Там, Неведение и Знание не существуют. Их нет. Так какое выражение можете вы дать им? Когда вы даете им выражение, это значит, что что-то воспринимается. Как только вы чувствуете хотя бы существование, это всё ещё Неведение, и вы находитесь вне своего "Я". Вы можете чувствовать любовь, и это хорошо, но всё же, это всё ещё состояние, а состояние всегда обусловлено. Необусловленное вне состояний. Оно есть переживание не-существования Иллюзии. Это очень тонкое, и затем оба, Неведение и Знание, перестают быть. Это трудно понять, но если вы действительно исследуете, вы получите это состояние без состояний. Оно есть, и всегда было, но вы не знаете его, вот в чем трудность. Нет ни одной точки, где отсутствует Реальность. Вы воспринимаете её существование через объекты, но всё это является ничем. Оно вездесуще, но вы не можете видеть его. Почему? Потому что вы есть сама Реальность, а как вы можете видеть ваше Я? Чтобы видеть своё лицо, вам нужно зеркало.
Настоящее счастье находится внутри вас, не снаружи. В глубоком сне вы счастливы. Вы забываете мир. Следовательно, счастье в том, что бы забыть мир. Оставьте мир как он есть, не разрушайте его, но знайте, что его нет. Делайте всё, что вы должны делать, но будьте не привязаны, понимая, что всё, что вы чувствуете, воспринимаете и достигаете, является Иллюзией. Она не существует, и ваш ум должен принять это.
Святые говорят, "Если всё является ничем, как это ничто может влиять на вас, или затрагивать вас?" Но то, что говорит ваш ум, влияет на вас и затрагивает вас. Так что делать? Ум есть не что иное, как Знание. Люди различают ум и Знание, но это неверно. Нет ничего в мире. Он является Иллюзией. Только Реальность существует, и когда вы понимаете, что Иллюзия является на самом деле Иллюзией, как она может повлиять на вас?
Как вы можете даже чувствовать, что она влияет на вас? Лист лотоса растет в воде, поглощает воду, но не затрагивается водой. Если вы нальете воду на него, вода скатится, и лист не будет тронут водой. Когда вы понимаете, что ничто не остается, нет больше вопроса о любви. Блаженство Самости, которое вы чувствуете, это всё ещё наслаждения Знания. Сначала вы должны осознать это, а затем вы становитесь самой Реальностью, потому что вы есть Он. Следовательно, нет вреда в жизни в Иллюзии, в мире, но так как она не существует, вы не затронуты. Лотос находится в воде, но не его это не заботит.
Таким же образом вы должны воспринимать свою истинную природу. Я говорю воспринимать, но там слова не существуют, потому что она за пределами пространства, за пределами Нуля. Слова не могут проникнуть туда, она останавливаются. В Бхагавад Гите, Господь Кришна сказал, "То, откуда слова возвращаются, является моим состоянием". Он был царем и правителем, но всё же знал, что не существует ничего. Вы не понимаете, что всё является ничем, и что это ничто не может затронуть вас. А когда вы чувствуете, что ничто может затронуть вас, вы всё ещё находитесь в Иллюзии. Это высочайшая точка философии и вы можете достичь её. Там нет ни Мастера, ни ученика, так как оба являются одним. Двойственность не существует там, только Единство, и ничто не находится снаружи его. Итак, оставайтесь в Иллюзии, но с пониманием.
Два друга захотели сыграть шутку с другим другом. Один из них начал оскорблять другого, но другой лишь смеялся над оскорблением. Третий друг забеспокоился и сказал "Как ты можешь смеяться, когда он оскорбляет тебя?". Он смеялся, потому что у него был ключ к игре, но третий друг не понимал эту игру. Таким же образом, реализованные личности, хотя они и живут в этом мире, понимают, что всё это является ничем, и что бы ни произошло, ничего на самом деле не происходит. И поэтому они не затронуты. Люди всегда боятся того, что происходит или произойдет. Они бояться того, что люди скажут. Они думают, "Что я буду делать? Что случится со мной?" Они сражаются или наслаждаются. Любой из этих видов рабства происходит из-за ума.
Тот, кто вне круга (Иллюзии), понимает, что всё есть ничто. Оно не существует, оно является только Неведением. Сказано, что только тот, кто погружается глубоко в океан, сможет найти жемчужину. Тот, кто остается на поверхности, уносится прочь течением удовольствия и страдания. Вы должны погрузиться глубоко в глубины неограниченного, потому что вы там находитесь. Никогда не останавливайтесь на ограниченном. Золото не заботит форма, которую оно принимает в украшениях. Оно может быть в форме собаки или бога, оно не обеспокоено формой. Таким же образом, будьте безразличные к вещам, потому что их нет. Ничто не может затронуть вас. Вы непривязаны. Ум должен прийти к точке совершенного понимания Иллюзии. Там лежит ваше состояние. Ничто не остается для того, кто понял. Нет больше приобретений и потерь. Не спрашивайте, можете ли вы достичь Реальности, потому что вы являетесь Реальностью, так зачем говорить "Могу ли я?" Прежде всего, выйдите из круга. Оставьте всё, одно за другим и идите в глубину своего "Я". Потом возвращайтесь и будьте во Всём. То, что вы описали, это хорошее состояние, без сомнения, но идите немного дальше. Когда ум принимает, что всё является Иллюзией и только Иллюзией, тогда вы пребываете в своём "Я". Тело и ум являются Иллюзией. Вы должны быть счастливы, зная это. Освободитесь от ваших отождествлений. Единственное что делает Мастер - он показывает вам настоящую ценность Силы, которая находится в вас, которой вы не уделяете внимания. Он не делает ничего другого. Вы думали, что это простой камень, но Мастер открывает его истинную природу бриллианта. Он делает вас самым драгоценным камнем.
"Я вездесущий и всемогущий. Я Создатель всего что есть." Когда вы находитесь в основе всего, вы находитесь во Всём. Поэтому даже убийца не может считаться плохим. Знайте, что всё, что происходит, происходит по "моему" приказу. Будьте Мастером, не рабом! Вы есть Мастер.
Вопрос: Я хотел бы узнать, почему некоторые реализованные личности воплощаются снова, что бы помочь другим реализовать себя?
Махарадж: Никто не приходит, никто не уходит. Кто сказал вам это? Вы прочитали книги и повторяете. Сказано что величайший человек тот, кто умирает в неизвестности. Рама и Кришна были второстепенными героями. Достигший человек живет в молчании и умирает в молчании. Потом их мысли работают в ком-то еще. Но идея что они возвращаются это нонсенс.
Никто не приходит, никто не уходит. Все является сном. Во сне вы можете стать великим Мастером, но когда вы проснетесь, вы вернетесь в своё обычное состояние. Кто ушел туда и кто вернулся? Ничего не происходит. Представление о великом Мастере наложилось на вас и вы стали этим "великим Мастером", но когда вы просыпаетесь, вы чувствуете, "А, это всё ерунда. Как я могу быть великим Мастером? Я ничего не знаю!" Во сне вы даёте лекции и легко говорите обо всех этих вещах, но когда вы просыпаетесь, всё это знание исчезает. Это был сон. Откуда он пришёл и куда он исчез? Когда ничего нет, всё является только мнениями и представлениями ума. Так называемый мудрец говорящий, "я являюсь воплощением Бога" не знает Его, не знает Реальность. Наоборот, он является рабом своего эго, Иллюзии. Когда само Знание не имеет существования, нет никакого вопроса обо всех этих вещах.
Тот, кто понимает, освобождается от всего. Такой человек выглядит как обычный человек, но его сердце совершенно другое. Если вы стоите снаружи, как вы сможете понять? Чтобы стать владельцем дома, вы должны войти в него. Таким же образом, вы должны проникнуть в ваше собственное "Я", что бы стать владельцем. Но там "я" не остается как "я". Нет больше вопроса о Мастере и ученике. Мысль о Мастере может вдохновить кого-нибудь принять тело, потому что он и тот, кто есть в молчании, являются одним. Проникните в сердце "реализованного" и вы не останетесь как "вы", потому что только Он есть. Поэтому сказано что те, кто учат, являются воплощениями Бога. Мастер дает Знание всем, но не ценит это, потому что знает, что Знание есть величайшее Неведение. Поэтому не привязывайтесь ни к чему.
Вопрос: Если всё является Иллюзией, вы сами тоже Иллюзия?
Махарадж: О, да! Я есть "Величайшая Иллюзия"! Всё что я говорю с полным сердцем и так откровенно, все это является ложью! Но ложь, которую вам говорит Мастер, может привести вас к "той точке". Адрес человека не реален, только человек реален. Когда вы нашли дом спасибо адресу, который вам дали, адрес истинен только пока вы не вошли в дом. Как только вы вошли, адрес исчезает. Слова это не что иное как указатели, в них самих нет Реальности. Если "я" остается, тогда Иллюзия остается. Не оставайтесь как "я". Это высочайшее понимание философии. Святой Тукарам говорил, "я видел свою собственную смерть, и то, что я видел там, радость, которая была открыта, это я знаю." Прежде всего, вы должны умереть. Вы значит Иллюзия. Поэтому, то, что я говорю, ложь, но в то же самое время истина, потому что я говорю для Того. Адрес ложен, но когда вы достигаете места назначения, он является Реальностью. Таким же образом, все писания и мифологические книги только указывают на эту точку, и когда вы достигаете её, они становятся не-существующими, пустыми. Слова ложны, только значение, которое они сообщают, истинно. Они являются Иллюзией, но они имеют значение. Поэтому всё является Иллюзией, но что бы понять Иллюзию, Иллюзия необходима. Например, чтобы удалить шип из вашего пальца, вы используете другой шип. Потом вы выбрасываете оба. Но если вы храните второй шип, который использовали, чтобы удалить первый, вы, несомненно, уколитесь снова. Что бы удалить Неведение, Знание необходимо, но в конце оба должны раствориться в Реальности. У вашего "Я" нет ни Неведения, ни Знания.
Таким образом, Мастер и ищущий являются Иллюзией, потому что они есть "Одно". Ложь может быть удалена только ложью. Если вы сохраните второй шип, который соответствует Знанию, даже если это золотой шип, вы уколитесь этим вторым шипом. Эго является Иллюзией, и эго является Знанием. Сказано, чтобы поймать вора, вы должны стать вором. Тогда вы можете сказать ему: "Смотри, я здесь и я знаю, что ты вор, так что теперь тебе не удастся обокрасть меня." Но вы не можете поймать вора, потому что у него четыре глаза, а у вас только два. Вор мгновенно замечает все ценное, и если вы не будете настороже, он обворует вас. Иллюзия подобна вору, так что вы должны быть сильнее вора. Ваш ум должен принять, что всё есть Иллюзия, и только Иллюзия. Тогда вы будете величайшим из величайших.
Знание это величайшее, но оно должно быть только средством. Когда лихорадка уходит благодаря лекарству, которое вы принимали, вы должны перестать принимать его. Не продолжайте лечение или вы создадите ещё больше проблем. Знание необходимо только для того, чтобы удалить болезнь Неведения. Доктор всегда прописывает ограниченные дозы. Прежде всего, поймите что только "я" является Иллюзией как и то, что "я" говорит. Мастер и то, что он говорит также Иллюзия, потому что в Реальности есть только Единство, и нет двойственности. "Я" и "другие" больше не существуют. Идите глубже внутрь себя, так глубоко, что вы исчезнете. С другой стороны, то, что произойдет, это как если коза забредёт к вам в дом и что бы заставить ее уйти, вы открываете дверь. Коза уходит, но входит верблюд. Верблюд как Знание. И чтобы избавиться от верблюда, вам придется сломать стены дома. Тогда вы вне Иллюзии.
Чтобы ни происходило в Иллюзии, это только Иллюзия, и фактически ничего никогда не происходит. Так много всего происходит в мире, рождение и смерть, но это только сон. Вы должны принять это. Вашему уму не следует привязываться. Когда кто-то умирает, люди плачут. Реализованный не стал бы смеяться, он просто хранит молчание и остается спокойным. Он знает, что ничего не произошло. Ничто не теряется. Материя никогда не теряется. Пять элементов составляющие тело возвращаются к пяти элементам, а "Сила" возвращается к Силе. Только имя и форма, являющиеся Иллюзией, исчезают. Будьте бесформенны. Будьте безымянны. Если кто-нибудь спросит ваше имя, отвечайте, нет вреда, но осознавайте, что вы не являетесь этим именем. Вы должны идти за пределы Иллюзии, потому что её нет, и её не остается. Поймите что это огонь, и не прикасайтесь к нему. Не пытайтесь погасить огонь, или вы сгорите. Просто поймите что "Ничто не может затронуть меня, ничто не может ограничить меня, ничто не может исследовать меня, ничто не может оценить меня. Потому что всё это Иллюзия." Из-за "я"-мысли ["I"-thought], вы чувствуете собственную важность. И вы говорите, "Это мой дом, это мое кресло, это мои вещи," и так далее. Сами вещи никогда не говорят, что они принадлежат вам. Они немы и неподвижны. Будьте немы. Пребывайте в вашей Самости и не говорите. Я учу, но у меня никогда нет чувства, что тот или иной человек должен понимать, потому что только случайно тот или другой человек поднимется до этого уровня. Благодаря его собственной удаче он найдет ключ, и будет счастливейшим из всех существ. Все зависит от его способности, или возможности принять. Вы должны всегда идти прямо к сути вещей. Суть сказанного имеет истинный смысл. Возьмите суть цветка и будьте счастливы, но знайте, что даже суть не является истиной.
Вопрос: Если попрошайка попросит денег у реализованного, что сделает реализованный?
Махарадж: Это его выбор давать или нет. Потому что в конце концов всё является Иллюзией. Он может оказаться настолько безжалостным, что не подаст воды умирающему. Если умирающий умоляет "воды, воды", он не дал бы ему её, потому что умирающий умрет в любом случае и дать ему воды это только продлить его страдания. Вы думаете, что вы добры, давая воду умирающему, но вы только добавите ему страданий. Из-за неведения умирающий хочет жить дольше. Но что вы сможете получить, прожив немного больше? Я не советую вам быть безжалостными, но поймите, что удовлетворив его желание, вы продлите его страдания. Тот, кто думает, что это добрый поступок, заблуждается.
Если вы дадите сотню франков попрошайке, он не станет богатым на следующий день. Он будет продолжать попрошайничать, потому что эта привычка попрошайничать настолько глубоко укоренилась в нем, что стала его второй природой. Все существа выпрашивают счастье, начиная с рождения, и в конце умирают, не получая его. Даже когда вы идете в церковь или храм чтобы помолиться, вы просите у Бога. Сначала вы просите за себя, затем за свою жену, и затем за своих детей. Сначала за себя, и затем за других. Каждый в основном заботится о своем собственном счастье, но вы не можете получить его, потому что ваши методы получения счастья не правильны. Будьте всегда на пути показанным вам вашим Мастером, и вы станете единым с ним. Эти привычки не что иное как результаты узкого ума. Ум является Знанием. Когда это Знание входит в контакт с материей (чувственные объекты), оно принимает форму страстей и привычек. Эти привычки и страсти делают вас несчастными. Поэтому поймите, что когда вы входите в тюрьму, вы не являетесь преступником. Оставайтесь в мире, но скажите "Ничто не является истиной". Не потворствуйте своим страстям. Поймите, чем они являются, и вы будете свободны в жизни, пока существует тело. Однажды тело исчезнет, но в действительности никто не рождается и никто не умирает. Блажен тот, кто реализовал себя. Реализация означает понимание, и если вы понимаете, что всё есть Иллюзия, вы всегда будете счастливы.
Перевод: Мезенцев Евгений, октябрь 2012.
Евгений, спасибо за перевод Ранджита Махараджа!
ОтветитьУдалитьЕсли что-то интересно, касательно Ранджита Махараджа или других Гуру Инчегири Сампрадайи, буду рад поделиться информацией.
НО почему ты переводишь название как "Иллюзия и Реальность"? Книжка называется "Иллюзия против Реальности".
best, BT
Спасибо за предложение, я обязательно им воспользуюсь!
УдалитьСогласен, в оригинале написано Illusion versus Reality.
Мне показалось так будет лучше :)
Не люблю я латинские слова. Предлог "И" в моем переводе означает просто перечисление без спецификации отношения. Versus значит противополагание, но, как ты прекрасно знаешь, Иллюзия никак не соотносится с Реальностью. :)
Иллюзия зависима от Реальности, так что соотносится.
ОтветитьУдалитьТень не существует без того, что ее отбрасывает. Идея отказа от иллюзорного, идея обнуления иллюзии у Махараджа проходит красной нитью.
Ну да ладно, не буду к мелочам придираться :) Интерес к Махараджу такая редкая вещь, и меня лично это очень радует.
All the best
Прошу великодушно меня простить, но Реальность даже не знает об Иллюзии, потому что её (Иллюзии) просто нет. По крайней мере, именно так я понимаю то, о чем говорит Махарадж, и это, на мой взгляд, не мелочь. Но пусть мое никчемное мнение не мешает воспринимать самого Махараджа.
УдалитьРанджит Махарадж без всякого сомнения очень интересный Мастер. Лично меня он вдохновляет даже больше чем Нисаргадатта Махарадж. Я надеюсь перевести всю его книгу и я читал на sadguru.us что готовится еще одна книга Махараджа и очень этому рад!
Реальность не знает ни о чем. Реальность не познает. Иллюзия сотворена с целью познания, но порождена она Реальностью. Разве можно сказать, что мираже нет? Он есть, но он не реален.
УдалитьЯ, когда прочитал "Illusion v/s Reality", был очень во многом с Махараджем не согласен, но в то же время возникло ощущение огромного освобождения. Потом и несогласие ушло как нечто вторичное.
У тебя оба тома есть?
1 - согласен, 2 - согласен, 3 - не согласен. Мы думаем, что мираж есть, но его нет, и на это многократно указывает Махарадж. Если согласиться с твоим третьим утверждением, то нужно различать степени существования (есть как мираж, есть как Реальность), но степень существования одна - Реальность.
УдалитьЯ покупаю электронные книги для Киндла. Там оба тома, насколько я понимаю. http://www.amazon.com/Illusion-vs-Reality-ebook/dp/B004KZOWQY
Мое утверждение объясняет видимое. Есть видимое, но оно иллюзорно. Разве ты ничего не видишь перед собой, ничего не слышишь? Нет, ты видишь, слышишь, но знаешь, что это не настоящее. Разве можно сказать, что сна нет? Он есть, но вдруг бах! и рассыпается, поскольку нереален. Какова степень существования сна?
ОтветитьУдалитьДа, вроде бы оба тома.
Спасибо большое, elmez! Давно хотел прочитать эту книгу, но так и не купил. Эти беседы проясняют ключевые моменты.
ОтветитьУдалитьНа благо всех существ :) Вы еще можете купить и книгу, его английский очень прост, фактически я читаю оригинал без усилий (в отличии от Карла и Натана, где приходится напрягаться для понимания). Я покупал эту книгу в электронном виде для киндла. http://www.amazon.com/Illusion-vs-Reality-ebook/dp/B004KZOWQY/
ОтветитьУдалитьБлагодарю за совет. Установил себе киндл и купил книгу через амазон. Хорошо, что благодаря вам эти беседы становятся доступны на русском именно сейчас, через 100 лет после рождения Махараджа.
ОтветитьУдалить