16 И что с того?
Двадцать пять лет
назад я путешествовал по Азии и немного заинтересовался буддизмом. И когда я
вернулся в Англию и услышал, что в нескольких милях от места, где я жил,
открылся буддийский центр, я подумал, что мне следует дать этому шанс. И в
следующие двадцать лет буддизм и поиск просветления захватил мою жизнь.
Буддийское учение о
том, что все вещи преходящи, неудовлетворительны, и лишены центральной сущности
или самости, кажется, обладало совершенным логическим смыслом, и идея о том,
что спасение от неудовлетворительности жизни было возможным, казалась мне действительно бодрящей. В ранние дни центра
учитель говорил вещи вроде «Всё совершенно, так как оно есть», «Вы все уже
просветлённые», «В реальности нет никаких ‘нужно’, ‘следует’ или ‘должен’» -
это не на миллион миль дальше от вещей, которые вы или Тони Парсонс могли бы
сказать.
На протяжении многих
лет, однако, простота центрального послания и ощущение вдохновения, кажется,
становилось во всё большей степени омрачённым подчёркиванием всех тех вещей,
которые нужно было сделать – или не сделать – для того, что бы случилось
просветление. Ощущение тайны и чуда было похоронено под непреклонным
стремлением к конфронтации и борьбе с негативностью, которая, как я поверил,
омрачала мое видение.
Будучи хорошо и
по-настоящему насаженному на крючок, я мог только продолжать. Наш учитель
говорил нам, что пока мы применяем путь к себе с преданностью, пока мы работаем
над развитием ясности ума, что отсечёт нашу запутанность и раскроет вещи так,
как они есть на самом деле, и это может занять больше одной жизни, но мы
определённо обретём это в конце.
И в течении долгого,
долгого времени я верил ему. Почему нет? Пока, как я бы сказал, он был
просветлённым, то, конечно, он должен был знать больше о том, что мы «обретём в
конце». И если мне казалось, что я не продвинулся далеко – если вообще
продвинулся – то ясно, что неудача должна определяться моим собственным
применением учения.
В итоге это начало
доходить до моего сознания – и осознание заняло много времени – что проблема не
обязательно определяется моей собственной несостоятельностью или недостатком
заинтересованности. Возможно, просто может быть, это больше случай изъяна в
самой сути метода: и он не мог на самом деле исполнить то, что обещал.
В конце 1999, я
покинул центр, который был моей жизнью в течение одиннадцати лет и потерпел
неудачу со мной. Я нашёл работу и место где жить, постепенно я устроился в
«нормальной» жизни в мире. Мысли о просветлении, тем не менее, идея о том, что должно быть что-то другое, отличное от ежедневной
суетной жизни, неумолимого спада в болезнь и смерть, продолжали изводить меня.
Следующей осенью я был
в книжном магазине Уоткинс в Лондоне. Просто привлечённый причудливым именем
автора, я приобрёл книгу Уэйна Ликермана. Даже в мои трудные буддистские
времена, мне всегда нравилась книга Нисаргадатты Я есть То, и я нашёл подход Уэйна к не-двойственности
привлекательным. Несколько месяцев спустя я пришёл на одну из его встреч по
уикендам в Лондоне. Хотя меня настораживало его подчеркивание отношений
гуру-ученик, я бы, вероятно, продолжал ходить на встречи с ним, если бы он не
жил на другой стороне планеты.
Вскоре после этого,
случилось так, что друг одолжил мне экземпляр Открытой Тайны. Я не претендую, что я понял её всю, но
что-то в простоте слов Тони Парсонса заинтриговало меня. Я заглянул на его сайт
и обнаружил, что он проводит беседу в Солсбери в следующую субботу. Ясность
Тони и постоянное выдергивание коврика из-под моих ног были вдохновляющими. Он
снова пробудил во мне ощущение тайны и чуда всего этого. Он помог мне
постепенно осознать ценность того, что никого нет – и поэтому нет ни выбора, ни
ответственности. После всех этих лет непрерывных попыток делать правильные вещи
и не делать не правильные, это стало таким облегчением.
Чем же отличалось то, что говорил Тони, от того, что вы
слышали прежде?
Тони говорил, что всё
правильно так, как оно есть, и что на самом деле никого нет, нет самости. И
это, кажется, было в точности тем, что говорил мой буддийский учитель. Какое-то
время я был в замешательстве: в чём же была разница, но постепенно это
прояснилось: в сущности это было вопросом подчеркивания [того или иного аспекта].
Я читал где-то, что
существуют два основных подхода к просветлению или освобождению или как бы вы
это ни называли: трансцендентный и имманентный. Трансцендентный говорит, что мы
должны совершать усилия, что бы выйти за пределы мира, что бы найти ответ –
имманентный говорит, что ответ уже и всегда присутствует здесь.
Конечно, буддистский
подход включает идею имманентного подхода, но то, что он в действительности
подчёркивает (по крайней мере в моём опыте) это трансцендентный подход. Поэтому
пока анатта или не-я является одним
из центральных принципов учения, и пока оно заявляет, что просветление полностью
находится за пределами действия и результата, за пределами времени и
пространства, за пределами процесса обуславливания, вы склонны слышать о более
чем миллионе и одной вещи, которые могут и должны быть сделаны, прежде чем вы
окажетесь в месте, где происходит просветление, и где можно увидеть отсутствие я. Буддизм, конечно, осведомлён
об этом противоречии, и, кажется, обращает
на это внимание, когда говорит, что вы должны использовать я, что бы пойти за
пределы я, и когда объясняет, что есть разные уровни реальности, которые нельзя
смешивать. (Есть реальность ‘соглашения’, где я рождаюсь, взрослею и умираю, и
могу выбирать, что мне делать. Есть ‘окончательная’ реальность, где есть только
преходящие сенсорные феномены. И за пределами обоих этих реальностей есть само
просветление. Сложность на сложности…)
Конечно, фокусирование
на усилии и контроле неизбежно приносит все эти проблемы со сравнением и
восприятием несостоятельности, которые появляются, когда персонажи эмоционально
верят, что они реальны, и требуются значительные усилия, что бы прийти к
осознанию, что их нет. Тем не менее, часто мне удавалось позаботиться о
неуверенности в себе или самомнении или даже о понятии возникновения себя, что не
давало ничего для того, что бы подорвать эмоциональную убеждённость в том, что
действительно есть «я», кто может продвигаться на пути.
Тони убирал всё это.
Он отменял это разделение между «правильным» и «неправильным» и раскрывал, что
в действительности всё было
нормальным.
Первая вспышка эйфории
длилась до того, как мне удалось закопать себя в яму того, что было равнозначно
фатализму. Я слышал как Тони снова и снова повторял, когда кто-нибудь
жаловался, что его послание выглядит фаталистическим, «Это не так, что нет
ничего, что можно сделать – скорее, что нет никого». На интеллектуальном уровне
– а временами и на уровне переживания – это создавало совершенное ощущение. Но
всё больше и больше я увязал в эмоциональном убеждении, что нет ничего, что «я»
мог бы сделать. Что, несомненно, привело со временем к интенсивным ощущениям
тщетности и неудовлетворённости, потому что у меня больше не было направления
фокусирования, что бы разрешить эту дихотомию – Тони забрал его у меня! Когда я
был увлечен буддизмом, всегда было что-то, что я мог бы делать – быть более внимательным, больше
медитировать, практиковать ограничения. Сейчас, несмотря на всё, что говорил
Тони о том, что нет никого, несмотря на моё собственное интеллектуальное
понимание этого, моя эмоциональная реальность такова, что «я» нахожусь в
ловушке безнадёжной ситуации.
Итак, вы имеете в виду, что вы начали, через буддизм, с
позитивного подхода, полного надежды «я могу сделать что-то», но потом вы
обнаружили, что вы перешли к противоположному полюсу и были захвачены
негативной неудовлетворённостью «я не могу ничего сделать»?
Да, в точности. И что
ещё хуже, там где буддизм даёт впечатление, что только один из миллионов может
достигнуть просветления, в новых недвойственных кругах я сталкивался с
постоянными сплетнями и слухами о пробудившихся или «получивших это» людях. Программы
сатсангов изобилуют новыми именами, и всё выглядит так, что скоро учителей
будет больше чем учеников. И это, в мои худшие моменты, отбрасывает меня
обратно к чувству неадекватности и ощущению, что я тот, кто не сможет «получить это» и кто, несомненно, никогда не
получит это.
Сначала я был склонен
верить этим утверждениям, но постепенно мой скептицизм взял верх. Один скептик
суммировал это, когда полагал, что большинство из них просто слишком близко
приняли к сердцу то, что называется «иметь хороший день»!
Так что случилось потом?
Ну, некоторое время
были колебания между неудовлетворённым и безнадёжным фатализмом и отношением «к
чёрту всё это и включить телевизор», потом вы что-то сказали на ваших беседах
и, кажется, это действительно достигло цели. Я знаю, я слышал похожие вещи от
вас обоих в прошлом, но в этот раз слова попали в цель.
Это произошло примерно
так:
«На беседах мы
продолжаем слышать ‘Здесь нет никого’ и это становится еще одним направлением
поиска, как если бы некоторым образом было существенным, что здесь не
должно быть никого. Иногда это могло быть
совершенно очевидно: мы смотрели и видели, что в действительности здесь не было
никого. Но если мы смотрели и, кажется, кто-то всё же есть, и что с того?»
Это заставило меня
осознать, как много значения я придавал тем случаям, когда, как казалось, не
было никого: «быть никем» это хорошо и это нужно искать, «быть ‘я’» это
определенно не хорошо. И более того, это «что с того?» было несговорчивым,
несостоявшимся «что с того?» (соответствуя такому выражению: «Если я не могу выиграть в этой игре, то я не
собираюсь в неё играть»), но потом было ощущение, что есть ли кто-либо или нет,
в действительности, не имеет никакого значения.
Но потом это видение,
или как бы его не называли, исчезло, и на эмоциональном уровне, быть «я» стало
ощущаться снова как проблема.
Но то, что вы
говорили, открыло, что я всё ещё незаметно для себя надеялся, что можно достичь
точки, где можно быть просто «бытием» без какого-либо следа «я», где всегда
есть это переживание «нет никакого я». Хотя я желал бы этого (!), вы прояснили
это для меня, что это не является необходимым.
Так что я полагаю, это
похоже на ящик Пандоры – надежда уходит последней!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.